«Великолепный гитарист. Особенно поразительно у Смирнова сочетание восточной загадочности, некоторой академической холодности и джазового тепла». Журнал «Эхо Планеты»
Друзья! 9 сентября 1955 года родился Иван Смирнов – выдающийся гитарист, композитор, который создал уникальное направление в современной музыке – этно-фьюжн. Его музыка – это тонкое и глубокое чувствование и переплетение традиционного русского фольклора, кельтской музыки, ритмов Испании и, конечно, классической и современной мелодики. Многие критики считают Ивана Смирнова лучшим акустическим гитаристом России.
Как все началось – о своем музыкальном пути – рассказывает сам Иван Смирнов: «Первый раз я взял в руки гитару в возрасте двенадцати лет, в пионерском лагере. От гитары я просто "угорел", увидел близко и "угорел". Я тогда вообще "угорал" от музыкальных инструментов. Один раз в ДК МГУ я попал в комнату, где хранятся музыкальные инструменты. Кларнеты, трубы, клапаны, какие-то штуки, я был просто очарован. Гитару я тогда видел только издалека. В то время на гитары повязывали банты, вешали на стены, в общем, "все дела". И вот в пионерском лагере какой-то паренек с гитарой пел блатные песни. Я взял гитару, посмотрел, провел рукой по струнам и заболел этим инструментом. В этот же вечер, я написал письмо маме: "Мама, купи гитару, умираю". И неожиданно она купила мне гитару. Это был 1966-й или 1967-й год, это была семиструнная гитара, стоила она 7 рублей 50 копеек. Моя первая гитара. Нет, я ничего не осваивал, я просто брал гитару, бренчал по открытым струнам, слушал – одним словом, наслаждался самим фактом. А потом началась эпоха "Битлз", когда каждый уважающий себя молодой человек имел выпиленную из табуретки гитару. У меня было девять гитар, выпиленных собственноручно. Мы играли на этих гитарах на школьных вечерах. "Дом восходящего солнца", шейк тогда был в моде, твист и все такое. Нас прозвали – "Железные гитары". Потом дело дошло до "Битлз". Одним словом – "андеграунд", подполье. И вот таким образом я доиграл до "Второго дыхания"».
«"Второе дыхание" – это была очень мощная команда. Я учился в девятом классе, и как-то раз они выступали у нас в школе на вечере. Они играли втроем – бас, барабаны и гитара. Максим Капитановский, Коля Ширяев и Игорь Дектерев. На гитаре играл Дектерев Игорь, причем гитара у него была фирменная, перепечатка "стратокастера", но перепечатка хорошая, итальянская или что-то в этом роде (сами понимаете, что это было по тем временам). Плюс к этому какие-то немыслимые "примочки". Их выступление произвело на меня неизгладимое впечатление. Потом они развалились, и спустя время уже другие люди воссоздали группу, но работали уже в другом направлении, инструментальном. Не помню, каким образом, но ребята вышли на меня и пригласили играть с ними. Они были лет на семь старше, но тогда все хиповали. У них – бороды, у нас – волосы; одним словом, мы сошлись и стали играть музыку джаз-рокового направления. Конкретно играли Билли Каппэма, пластинку "спектрум". Просто выучили ее и играли. Тогда в "Шарикоподшипнике" устраивались регулярные концерты. Проводились они по комсомольской линии, поэтому приходилось прятать волосы, убирать бороды и все такое. Однажды нас пришел послушать Алексей Козлов. Он сказал: "Ребята, что вы играете? Это же сложная студийная музыка, играть ее на концертах?" Однако нам нравилось. Затем в большом количестве стали появляться все эти советские ВИА: "Веселые ребята", "Самоцветы" и т.п. Появление этого направления в музыке было весьма верным с "идеологической" точки зрения, и в результате весь наш "андеграунд" сошел на нет. Народ стал привыкать к русскоязычной эстраде. На концертах к нам стали подходить люди, говорить: "Спойте что-нибудь на нашем". Я сильно недоумевал, как можно рок петь на русском. Вскоре наши концерты совсем прекратились. У меня к тому моменту было уже трое детей, нужна была работа. В результате я попал в "Голубые гитары". Проработал я там около года и все это время лелеял надежду попасть в "Арсенал". В конце концов моя мечта сбылась. В восемьдесят четвертом я пришел в "Арсенал" и проработал там около шести лет».
«Когда "вылезаешь из подвала" и попадаешь на широкую публику, ты должен решить для себя задачу, как проявить себя "в данном формате". Музыка у Козлова была необычайно сложная. Ноты – сплошная геометрия, все просчитано на компьютере. Многие играли только по нотам, потому что запомнить было невозможно. Играешь, сам не понимаешь что, а в целом получается музыка. В результате постоянно себя ломаешь, заставляешь себя играть именно то, что должен. Работа в "Арсенале" была очень серьезной профессиональной практикой. И помимо этого, может быть, сам того не желая, Козлов помог мне определиться с направлением дальнейшего развития. Однажды он дал мне задание – подготовить произведение на акустической гитаре. Я, если честно, всю жизнь тяготел к акустике, хотя и продолжал по инерции играть на электрогитаре, просто ситуация того требовала. И вот, в конце концов, у нас получилось произведение с акустической гитарой. Сначала мы играли его втроем, а затем один ушел, второй ушел, и я постепенно стал играть его один. Что, наверное, и послужило отправной точкой для сольного проекта. К тому же – начался рынок, филармонии развалились, в общем, все предпосылки были на лицо».
«Поначалу мы работали с Андреем Виноградовым. Он играл на клавишах в "Арсенале", и мы долгое время думали о своем проекте. На гастролях в автобусах разговаривали, обсуждали. В конце концов все это вылилось в прорыв. Андрей был более образованный, он знал гармонию, как все это взаимодействует, я же предпочитаю двигаться интуитивно. Мое кредо – жить самоучкой. Потому что как только я чему-нибудь научусь, чему-нибудь джазовому или классическому, сразу исчезнет нечто. Естественно, я знаю элементарную теорию музыки, ноты, но все эти задачи по гармонии, тональности второго родства, третьего родства, как они взаимодействуют, – все это мне не нужно. Джаз, например, родился на стыке движения сверху, европейского, классического восприятия, и движения снизу, "с плантаций". Так и здесь нужно двигаться, непосредственно. В Москву приезжал Эл Ди Меола – ну, просто фантастика. Он все знает – где он находится, что он нажал. Все просчитано, ноты перед ним – в ширину по два метра; ему что ни поставь, он все сыграет. Но что-то уходит. Не происходит никаких открытий. На западе для музыкантов созданы все условия, он может получить превосходное образование, потом прекрасно играет и прекрасно поет. Есть благотворная среда, но идеи становятся все дефицитней. У нас же наоборот – условий нет, среда отсутствует, но идеи можно черпать откуда угодно. Мы в какой-то степени недалеки от "плантаций". Но это вовсе не значит, что мы здесь дикари».
«Я понял, что не нужно "изобретать велосипед", нужно найти свое пространство и его окультуривать. И искать его нужно здесь, но это трудно. Среды нет, традиций нет, все перебито-переломано. Но не надо "зарубаться" именно на русском, славянском, языческом – надо через фольклор искать свою индивидуальность, хотя адаптация каких-то фольклорных элементов вполне допустима. Вообще, черпать можно отовсюду: джаз, рок, поп, танго, все что угодно, но все это должно быть подчинено идее. Несмотря на то что вся схема академической музыки придумана на западе (Бах, Бетховен), русская классика существует. Пусть это та же сонатная форма, но здесь могут быть другие интонации, ритмические формы, размах, какие-то этнические ощущения, особый мелодизм. Жизнь наполнена иным. Другой язык, менталитет, исторический и культурный путь. Жизнь наполняет другое пространство, и потихоньку, если научиться спокойно к этому относиться, можно впускать в это пространство все что угодно. У нас в стране имеется огромное множество талантливых гитаристов. А уж как играют на электрогитарах – вообще уму непостижимо. Но что играют? Проблем с репертуаром нет только у тех, кто их не замечает. Это мое субъективное мнение, я не хочу никого обидеть, но большинство наших виртуозов застряло во временах Ингви Мальмстина и упорно не хочет оттуда вылезать. Ведь на электрогитаре можно играть как угодно. Джимми Хендрикс сам придумал все эти завязки с усилителем и тому подобное. Он при помощи электрогитары рождал стихию, а не брал избитые формы и пытался что-то из них сделать. Нужно как-то подчинять себе ситуацию. На мой взгляд, надо играть по-русски, так, как никто не играет. По-русски не внешне, а по языку, по ритмике, по интонации и по пространству. Есть такое понятие в музыке – пространство: берется первый аккорд, и оно очерчивается. Там такого нет, или есть, но оно там другое».
Различные музыканты, мировые звёзды гитарной музыки, такие как Эл Ди Меола, Аллан Холдсуорт, постоянно приглашают Ивана Смирнова и его группу для совместного музицирования.
Бытует мнение, что современная русская музыкальная среда не способна создать что-то оригинальное, самобытное, качественное. Говорят, что музыканты в основной своей массе следуют проторенными путями академической музыки, раз за разом проваливаются в попытках создать «национальный рок», не умеют сказать что-то новое в джазе. Иван Смирнов — один из немногих, чье творчество способно разубедить в этом самых законченных пессимистов. Оставаясь отличительно русской, его музыка вобрала в себя все лучшее, что создало человечество: в ней можно увидеть и выверенную точность, и комплексность академической традиции, и элементы свободной импровизации, и интереснейшие переплетения славянского, азиатского, кельтского, испанского фольклора, и явное влияние рок и джазовой музыки. Блестящий инструменталист и не менее блестящий композитор и аранжировщик, Иван Смирнов по праву считается сегодня одним из главных «перфекционистов» российской культуры, чей бескомпромиссный подход как к самому исполняемому материалу, так и к качеству его звучания завоевал заслуженное признание огромной аудитории.
Вот что пишут о нашем герое на mp3.com, чарте лучших мировых исполнителей, в разделе "World/Folk": "Яркая техника, уникальный стиль и его собственный, как он сам говорит, новый язык общения со старым инструментом. Никакой слушатель не сможет отрицать, что его музыка полна таинственной русской душой. Музыкант ярко выраженной внутренней свободы. Это вне времени: После того как он освоил джаз, рок и поп-музыку, он, по его собственным словам, попытался забыть все, весь предыдущий опыт, и изучить игру на гитаре сначала. Он искал собственный звук, собственную интонацию, собственный путь в музыке. И он его нашел. Его музыка полна российских мелодических традиций. Но это – не декоративный и поддельный "matryoshka-style" (чем, к сожалению, и заканчиваются большинство экспериментов с русской народной музыкой). Это – реальная связь между древними фольклорными формами и современной жизнью. Он также научился использовать свою гитару в качестве культурного моста. Испанское фламенко, классическая музыка, рок-н-рольные ходы, изящно и с большой душой смешаны с российской музыкой – ее огромным симфоническим чувством и основами народных мотивов".
Первой гитарой Ивана Смирнова была семиструнка за 7,5 рублей, купленная ему матерью. Первую профессиональную гитару ему купил старший брат, священник Дмитрий Смирнов, за 1500$. Он же лично освятил ее и пожелал младшему брату успехов. А сегодня один из ведущих мировых производителей акустических гитар – фирма «Takamine» (Япония) – выбрала Ивана Смирнова эндорсером* своей продукции в России.
Смирнов принимал участие более чем в тридцати гитарных фестивалях по всему миру.
И немного забавного. Иван Смирнов внешне очень похож на известного лидера группы "Rolling Stones" Мика Джаггера, в связи с чем Ивана часто принимают за Мика. Как говорит сам Смирнов: "Нас с ним неоднократно путали. Но ничего намеренно я не делал — это все природа. Как-то мы были на гастролях в Лос-Анджелесе, и я пошел в обувной магазин купить сыну ботинки. Захожу и вижу, что продавцы вдруг зашептались. Думал, во мне «совка» вычислили, а они подходят ко мне: «Dear Mr. Jagger!». Когда я сообразил, в чем дело, стал объяснять: «Ребята, я не Мик Джаггер! I’m Russian!». Они были сильно разочарованы… То же самое было и на выставке музыкальных инструментов, где запросто ходят Стиви Уандер и Джо Сатриани. Там эти мировые знаменитости выпьют — и ну с объятиями: «Привет, Мик!». Я над ними здорово прикалывался!"
Антон Лосев
Использованы материалы сайта www.peoples.ru/art
*Эндорсер (англ. endorser – дословно «сторонник») в данном случае используется в значении "музыкант, использующий инструменты какой-либо фирмы по контракту".
#IvanSmirnov #JazzGuitar #JazzCalendar #АнтонЛосев #RussianJazz #9SeptemberJazz